Само слово такелаж появилось в русском языке в эпоху Петра I, и пришло к нам из голландского языка как судовой термин. Такелажем на судне называли тогда все снасти (шкоты, тросы, веревки, скобы и струбцины) для крепления парусов, мачт, балок и рангоутов. Позже словом такелаж стали называть не только снасти, но и само крепление. Матросы, которые долго учились правильно вязать узлы и закреплять паруса и различные грузы на палубе и становились настоящими профессионалами прочного крепления. Они первые освоили эту тонкую науку, и сухопутные люди назвали их такелажниками. Позже они перенесли свое мастерство и на сушу. Так появилась целая наука вязать узлы, крепить грузы, поднимать и опускать их при необходимости – такелажные работы.
На современных судах уже давно отпала необходимость выполнения такелажных работ, с тех пор как движущей силой судна стал не ветер в парусах, а двигатель судна и его винт под водой. Единственно, где еще применяются такелажные работы – это при подъеме на борт судна шлюпок (бегучий такелаж), и при закреплении их на своих местах (стоячий такелаж). Так что такелажные работы из «морских дел» постепенно переквалифицировались в сугубо «сухопутные». И сейчас такелажники люди абсолютно необходимые при перевозке тяжелых грузов. Такелаж в современном понимании, это работы по спуску и подъему грузов, которые человек поднять не в силах, а также их закрепление в кузове машины, чтобы предотвратить их смещение или опрокидывание.
Правда некоторые ошибочно полагают, что такелаж судна – это спуск или подъем самого судна, либо его закрепление при перевозке. Чтобы понять, насколько абсурдно это предположение, давайте представим современный лайнер. Это многотонная громадина до 700 метров в длину, имеющая 7-10 этажей плюс грузовую палубу, куда с легкостью заезжают любые трейлеры и автопоезда. В мире нет ни одного крана, способного поднять этот груз. Ведь все судно целиком весит не одну тысячу тонн. Единственные суда, которые еще возможно поднять и транспортировать, это яхты. К ним можно применить такелажные работы при транспортировке. Но об этом речь пойдет в статье «Такелаж яхты».